О компании » Экспертизы » Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза

Автотовароведческая экспертиза
Транспортно-трасологическая экспертиза

Автотехническая экспертиза — это комплексное научно-техническое исследование дорожно-транспортного происшествия (ДТП), проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Автотехническая экспертиза требует использования информации из самых разных областей знания: технологии изготовления транспортных средств, их технического обслуживания и ремонта; организации и безопасности дорожного движения; проектирования, строительства и эксплуатации дорог; криминалистики; юриспруденции; медицины; психофизиологии и др.

Виды автотехнической экспертизы:
– экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС);
– экспертиза механизма ДТП;
– экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;
– инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

Каждый из указанных видов экспертиз имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно, либо в комплексе с другими видами экспертиз, не относящимися к классу транспортных (трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.).

Задачи автотехнической экспертизы:
– выяснение, систематизация и анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние ТС и дороги, организация дорожного движения и ТС, параметры движения ТС и пешеходов;
– отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;
– установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;
– определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий правил дорожного движения (ПДД) и других нормативных актов.

Данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановки на месте происшествия, действиях и возможностях участников ДТП, механизме ДТП, об обстоятельствах, способствующих совершению происшествия, которые устанавливает эксперт-автотехник на основании своих специальных познаний и материалов дела.

В качестве объектов автотехнической экспертизы выступают:
Место дорожно-транспортного происшествия, транспортные средства, данные, которые зафиксированы в протоколах осмотра места происшествия, протоколах допросов и иных процессуальных документах, а также в иллюстрационных материалах к данным документам в виде фотосъемки, видеозаписи, схем места происшествия.

Для производства судебной автотехнической экспертизы необходимы следующие материалы:
– определение (постановление) о назначении экспертизы;
– копия технического паспорта ТС, свидетельства о регистрации ТС;
– справка о ДТП;
– схема ДТП;
– протокол осмотра места ДТП;
– протокол осмотра и проверки технического состояния ТС;
– фотографии, видеозаписи (если имеются).
Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколами допросов свидетелей.

Эксперты-автотехники Центра экспертиз и исследований «ГАРАНТ» помимо указанных выше видов исследований проводят экспертизы для тех случаев, когда возникла конфликтная ситуация, связанная с очередностью проезда на регулируемых перекрестках.
Анализ действующих на перекрестке циклов и фаз работы светофорного объекта, и детальное изучение объяснений водителей (участников дорожно-транспортного происшествия) в совокупности позволяют выявить наличие в действиях водителей несоответствий требованиям ПДД РФ, а также установить причинно-следственную связь с фактом наступления дорожно-транспортного происшествия.
Примерный перечень вопросов, решаемых автотехнической экспертизой:
• Определить техническое состояние ТС, его отдельных узлов, механизмов и деталей? Если ТС не исправно, определить причину образования дефектов или неисправностей (заводской брак либо неправильная эксплуатация)?
• Могла ли обнаруженная неисправность повлиять на возникновение ДТП?
• Когда образовалась данная неисправность?
• Имелась ли возможность выявления данной неисправности?
• Имелась ли возможность предотвратить ДТП при данном техническом состоянии ТС?
• Каков механизм развития ДТП?
• Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП?
• Где находилось место столкновения ТС (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
• Каковы траектории движения ТС до момента столкновения?
• Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
• Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП?
• Какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях?
• Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД?
• Какими требованиями ПДД в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения?
• Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП?
• Какие пункты ПДД нарушены и имеется ли причинная связь между этими нарушениями и ДТП?
• Какова была обстановка на месте ДТП?
• Каковы были параметры, характеризующие движение ТС на месте ДТП?
• Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.), погодных условий на момент ДТП?
• Соответствовало ли обустройство дороги требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения?
• Соответствовали дорожные условия требованиям безопасности дорожного движения на участке проезжей части в месте ДТП?
• Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
• Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?
• Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП?